Арктика. Выбор смелых в 4:10 на канале Первый канал
Арктика.
Место, где вечный минус, таит много плюсов для нашей страны.
Здесь сходятся интересы многих стран, и в этой гонке мы пока впереди.
Сегодня только у России есть полярные станции на дрейфующих льдах.
Авторы фильма сняли работу полярной станции в 2017 году от начала до конца и предоставляют уникальную возможность увидеть жизнь дрейфующей базы, не покидая Большой земли.
Подробная информация. Пять дней до высадки на Северный полюс.
Из Красноярска к архипелагу Северная Земля направляется группа из двух вертолётов.
Из Москвы в Мурманск в это же время вылетает транспортно-десантный самолёт Ил-76.
Он перевозит топливо, трактора и команду парашютного десанта.
Парашютисты приземляются, а точнее, приледняются туда, где ещё не ступала нога человека.
Авторы фильма сняли их первые шаги - в буквальном смысле - на пути к дрейфующей станции.
Отсюда начинается поиск льдины для большого лагеря.
На это иногда уходит три дня.
Самое главное - льдина должна выдержать посадку большого самолёта.
На ней будут строить настоящий, хотя и снежный, аэродром.
Поэтому надо, чтобы она соответствовала определенным параметрам - на ней должен быть более-менее ровный участок длиной больше километра, а толщина льда должна быть не меньше полутора метров. Первая дрейфующая станция тоже была высажена на самолётах.
В 1937 году лётчики привезли на льдину четырёх полярников: радиста Эрнста Кренкеля, геофизика Евгения Федорова и гидробиолога Петра Ширшова.
Руководителем был Иван Папанин.
Самолёты улетели, а четверо полярников остались жить на льдине.
Пожалуй, ни одно событие в промежутке между двумя мировыми войнами не привлекало к себе столько внимания, как дрейф папанинской четверки в Арктике.
О подготовке легендарной станции даже сняли специальный фильм.
Имя Папанина гремело на всю страну. На сегодняшний день у России гигантский опыт в организации дрейфующих станций.
За последние 80 лет их было больше 40.
Но именно история первой была самой драматичной.
Предполагалось, что экспедиция продлится полтора года, но океан рассудил по-своему.
Температура повысилась до +2 градусов.
Скорость дрейфа доходила до 35 километров в день.
Трехметровой толщины льдина, на которой был разбит лагерь, раскололась прямо под жилой палаткой.
Полярников надо было срочно спасать… Конец марта 2017 года.
В 20 километрах от нулевой точки, то есть от самого Северного полюса, нашли подходящую льдину.
Группа десантников на вертолётах отправляется туда.
После прилёта надо первым делом собрать палатку и обогреть её - иначе замерзнут не только продукты, но и люди.
Весенняя Арктика не такая уж весенняя.
На дворе минус 40… Авторы рассказывают об опасностях, которые таит в себе Арктика: холод, белые медведи, трещины во льдах и многое другое.
Об особых традициях, которые прижились на льдине.
И о том, как вообще устроен быт полярников.
Пожалуй, самый интересный процесс - строительство взлетно-посадочной полосы.
Сами парашютисты шутят: здесь самый северный на земле фитнес-центр.
Из инструментов - бензопилы, лопаты, ломы и тракторы.
Их тоже десантируют на льдину, а перед этим срезают кабину.