В декабре 1935 года в Правде вышла статья, где говорилось, что гонения на елку были левым перегибом.
Мол, празднуйте, товарищи, но, конечно, не Рождество, а Новый год.
1936-й советские люди встречали с елками.
В том же году из Ленинграда в Харьков переехал Введенский.
С его отъездом окончательно распалось содружество ОБЭРИУ, лидером которого он был вместе с Хармсом.
Эти два, на первый взгляд, далеких события внутренне связаны.
ОБЭРИУ - последний яркий всплеск левого искусства, авангарда двадцатых.
А возвращение елки - один из знаков нового государственного курса на восстановление империи, только теперь она будет Советской.
Знать завтра Рождество, // И мы бесчестный люд // Во здравие его // Немало выпьем блюд.
С престола смотрит Бог // И, улыбаясь кротко, // Вздыхает тихо: Ох, // Народ ты мой сиротка...
Вряд ли кто-то тогда мог сопоставить милую семейную традицию и волну репрессий, которая начнется через год.
Но поэт чувствует эти далекие связи.