Сейчас я снимаю картины для себя, я больше не снимаю для зрителя - это признание знаменитого режиссёра - нынешнее его кредо, принцип человека, принцип мастера, отдавшего и выложившего целиком себя в десятках фильмах, многие из которых стали классикой отечественного кинематографа.
Сегодня мастер работает для себя и на себя, на что завоевал право не только исходя из заслуг, но прежде всего следуя собственному выбору, сутью которого являются он сам и его собственный опыт.
80 лет в августе этого года исполнится Андрею Кончаловскому - возраст вполне зрелый для подведения итогов, коррекции мировоззрения и постановки и обдумывания ответов на вопросы сугубо личные, среди которых не последнее место занимают размышления о себе в сцепке извечного с интимным, сугубо личным, исповедальным, когда мучительно ищешь ответы на то, что есть твой Рай, а что - твой Ад, что есть твоя судьба, а что есть любовь, что есть зло от тебя, а что - добродетель...
Совсем недавно Андрей Кончаловский приступил к работе над фильмом о великом скульпторе и живописце эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.
Съёмочная группа фильма отправилась в Италию, в каменоломни Каррары, где великий скульптор искал мрамор для своих работ.
...Огромная площадка, где десятки каменотёсов, установок для добычи мрамора, неумолкаемый грохот перфораторов, моторов, лебёдок, голосов - всё полнит и насыщает работу по извлечению глыб мрамора, заготовок для будущих творений...
Герой нашего фильма внутри этого процесса - он ищет ракурсы, определяет крупности будущих кадров, снимает пробы, вживляет в настоящее эпизоды времён Микеланджело, чей век Возрождения Кончаловский приравнивает к нынешнему веку сегодняшней России, считая, что именно Россия проживает сегодня период своего Возрождения.
В нашем фильме жест молотобойца, удар молотом по резцу, отсечение резцом лишнего, извлечение скульптуры из глыбы мрамора можно уподобить высечению кадра режиссёром.
Этот парафраз вполне уместен в сочетании с кадрами из Иванова детства, Андрея Рублёва, Романса о влюблённых и так далее, вплоть до последнего фильма Рай.
Этот парафраз может быть вполне достоверен и художественно разработан наряду с размышлениями Андрея Кончаловского по поводу будущего фильма, по съёмкам и сути прежних фильмов, по прожитой и сегодняшней жизни, по поводу личного опыта и тех низких истин таково название его автобиографической книги и высоких истин, которые вынашивал и какими ныне тревожится наш герой.
Съёмки проходили в Москве, Мюнхене, Карраре.
В фильме принимают участие: Юлия Высоцкая, Пётр Кончаловский, Егор Кончаловский, Никита Михалков, Дарья Кончаловская, Митрополит Иларион, Иван Ургант, Александр Домогаров, Павел Деревянко.