Жанр фильма: Драма
Год: 2007
Режиссер(ы): Шекар Капур
Страна: Великобритания
Звезды кино Елизавета. Золотой век:
Кейт Бланшетт, Клайв Оуэн, Джеффри Раш, Эбби Корниш, Том Холландер, Саманта Мортон, Эдди Редмэйн, Хорди Молья, Кристиан Брассингтон, Джереми Баркер, Морн Ботс, Адам Гадли
Фильм «Елизавета» с участием уже засветившихся в «проекте» Кейт Бланшет и Джефри Раша и примкнувшим к ним Клайвом Оуэном внушает скептицизм одним тем фактом, что сценаристы и режиссер попытались втиснуть в двухчасовой промежуток слишком много исторического материала.
Перед нами Англия на исходе 16-го века.
В эпоху, которую позже назовут Елизаветинской, было гораздо больше средневековья, чем может показаться на первый взгляд.
И прежде всего – человеческая жизнь стоит недорого, а понятие чести применимо лишь к аристократии.
Нация разделена по линии католик – протестант.
Сторонники новой веры (они вновь у власти) склонны видеть в каждом паписте вражьего агента, шпиона или наемного убийцу: с папского согласия Испания (точнее – Священная Римская империя, управляемая Филиппом II) объявляет священную войну Англии, ее королеве (Кейт Бланшет) и ее протестантским подданным.
Поползновениями папистов озабочен сэр Френсис Уолсингем (Джефри Раш), разрушающий их заговоры и прилагающий немалые усилия для устроения брака Елизаветы.
Филипп II (Хорди Мелья) желает образцово наказать свояченицу-еретичку, всеми силами поддерживая ее кузину-католичку, томящуюся в заточении Марию Стюарт (Саманта Мортон).
В лице царедворца-выскочки, поэта, авантюриста и первооткрывателя Уолтера Рейли (Клайв Оуэн), Елизавета находит очередного фаворита, однако его очаровывает фрейлина Элизабет Трокмортон (Эбби Корниш).
Роман придворного и фрейлины, завершившийся тайным браком и рождением ребенка, вызвал бурное негодование коронованной ревнивицы.
Правда, вскоре личные проблемы Елизаветы отойдут на второй план: испанская армада, посланная против Англии, встретит отпор и потерпит сокрушительное поражение на море от более скромных английских сил.
На этом историческая достоверность картины завершается – начинается отсебятина и даже фантастика.
Лента разочаровывает упрощенческим подходом: в картине всего 3 сюжетные линии, и все они замкнуты на личности главной героини (жажда любви, ревность, противостояние врагам).
Первый фильм воспринимался оригинальнее и выглядел ярче.
В сиквеле режиссер, оператор и актеры, уцелевшие из первоначального состава, бездумно копируют свои прежние достаточно оригинальные решения.
Противостояние двух королев упрощено до банальности.
Совокупными усилиями создатели ленты дают нам понять: фанатизм может быть хорошим (протестантский) и плохим (папистский).
Пытки и убийства могут быть хорошими (англиканские) и плохими (католические).
За кого нас, в конце концов, держат?
К тому же во второй части фильма у Елизаветы нет такого яркого антагониста как папа (Павел IV) в прекрасном исполнении сэра Джона Гилгуда.
Не считать же, в самом деле, серьезным противником героини Кейт Бланшет томящуюся в заточении Марию Стюарт, надежду католической партии в Англии, сыгранную Самантой Мортон.
Выморочный Филипп II, сработанный Хорди Мелья, воодушевляет еще меньше: вероятно, у этого деспота было за душой что-то кроме садистских замашек и религиозного рвения.
Куда ярче и сложнее эпизодическая роль юной Эйми Кинг (инфанта Изабелла), реализованная с блеском.
Справедливости ради следует сказать: в 1585 году Изабелле было уже 19, она два года была замужем и вместе с супругом правила Нидерландами и уж точно не была похожа на девочку, играющую в куклы, как в картине.
Лента в плане визуального искусства не уступает первой части, но что произошло с качеством диалогов? Куда делась сюжетная интрига, присущая первой части? Налицо лишь костюмированная драма с ходульным сюжетом.
Еще одна беда сиквела: ра�
прощавшись с композитором Дэвидом Хершфельдером и взяв на борт известных не с лучшей стороны авторов музыки к откровенно кичевым лентам, режиссер только ухудшил общее впечатление: помпезная музыка и костюмерское мотовство отнюдь не гарантируют успеха картине.