22 июня 2011 года исполняется ровно 70 лет с начала главной трагедии российской истории - Великой Отечественной войны.
Войны, унесшей десятки миллионов жизней, определившей судьбы мира и оставившей множество вопросов, на которые по сей день нет ответа.Почему летом 1941-го СССР оказался совершенно не готов к войне, которая шла у его границ с осени 1939-го? Неужели безжалостный прагматик Сталин мог верить Гитлеру больше, чем собственной разведке? Правда ли, что наша агентура сообщила точную дату нападения за несколько месяцев до него? Или все это - не более чем мифы, созданные партийными историками, что скрыть...
что именно скрыть?Чтобы ответить на эти вопросы, съемочной группе Алексея Пивоварова пришлось не раз пересечь бывшую границу между СССР и Третьим Рейхом, возникшую после раздела Европы по пакту Молотова-Риббентропа.
В России, Польше, Чехии, Германии, Великобритании, Финляндии - везде были найдены уцелевшие свидетели той трагической эпохи.
А их воспоминания дополнены скрупулезной научной работой, которую специально для этого фильма провели в архивах историки Михаил Мельтюхов и Марк Солонин.
К сожалению, и спустя 70 лет многие документы остаются недоступными для исследователей, сохраняя гриф секретно.
Что же такого в этих документах? И чьи роковые решения привели к тому, что война, которую ждали все, началась совершенно внезапно, а многократно превосходящая противника Красная Армия была разбита уже в первые недели?Автор фильма Алексей Пивоваров: Наш фильм - не о самой войне, а о том, что привело к ней.
Тот факт, что 22 июня 1941 года обернулось для СССР ужасающей катастрофой, не могла скрыть даже советская пропаганда.
Но насаждавшаяся ею каноническая версия событий не только лжива, но и оскорбительна для тех, кого она вроде бы выгораживает - высшего советского руководства и лично Сталина.
Как бы к нему ни относиться, все же нельзя считать его дурачком, каким делает его привычная трактовка боялся спровоцировать Гитлера, и потому не разрешил привести армию в боевую готовность.
Катастрофа лета 1941-го на самом деле не была внезапной.
Она была закономерным итогом тех решений, о которых мы и попытались рассказать в нашем фильме.Новая документальная драма продолжает серию военных фильмов Алексея Пивоварова, вызвавших огромный зрительский интерес и спровоцировавших жаркие споры: Ржев.
Неизвестная битва Георгия Жукова, Москва.
Осень.
41-й, Брест.
Крепостные герои и Вторая ударная.
Преданная армия Власова.
Картина 22 июня.
Роковые решения использует схожие визуальные решения - уникальную кинохронику в сочетании с новейшей компьютерной графикой и элементами игрового кино.
Многие эпизоды воссозданы с помощью масштабных реконструкций, а подлинные документы эпохи предстают перед нами в тонком актерском изложении народного артиста России Михаила Ефремова.Но появились и совершенно новые акценты.
Этот фильм стал совместным российско-германским проектом, участие в котором немецких журналистов и историков позволило взглянуть на события 1938-1941 гг.
и с другой стороны границы.