Весь мир знает этого человека только как Главного конструктора легендарного Бурана.
Однако незадолго до смерти в одном телеинтервью он неожиданно откровенно заявил, что именно реализация Бурана позволила ему не совсем даже законными методами провести важные испытания другой космической системы.
Глеб Лозино-Лозинский говорил о главном проекте своей жизни - Спирали, которая почти неизвестна обывателю, хотя работу над ней он не прекращал никогда, несмотря ни на какие запреты.
Лозинский доказывал: в космос надо взлетать только на крыльях и на них же возвращаться на Землю.
Это и будет настоящая многоразовая и к тому же доступная космонавтика.
Ведь для космического старта уже вообще не требуется специальный космодром - хватит обычного аэродрома.
История боевой советской многоразовой космонавтики - белое пятно, где главным действующим лицом был конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.
Свою Спираль - проект многоразового космического челнока, взлетающего с борта специального гиперзвукового самолёта - Лозино-Лозинский начинает создавать ещё в 1965 году.
До сих пор все попытки за рубежом создать аналогичную систему терпели фиаско.
И у нас принято считать, что от Спирали, официально и вроде бы бесповоротно закрытой во второй половине 1970-х гг., осталась лишь маленькая пластмассовая модель, изредка демонстрируемая на телеэкранах.
На самом деле Лозино-Лозинский, взяв на себя всю полноту ответственности, втайне от официальных властей фактически полностью реализовал этот проект в усовершенствованном виде известный ныне специалистам как МАКС - Многоразовая авиационно-космическая система, - хотя об истинных его возможностях и степени готовности не говорят.
Своим единоличным решением, не ставя в известность руководство страны, он всё же сумел испытать в реальном космическом полёте многоразовый боевой орбитальный корабль, настоящий космический истребитель-бомбардировщик.
Об этих испытаниях стало известно в США - попытка перехватить приводнявшийся в Тихом океане советский боевой корабль американским военным флотом предпринималась.
И это только один и, может быть, не самый значимый эпизод в неизвестной истории советского космоса и биографии Генерального конструктора.
Биографии на грани триумфа, в конечном итоге всегда остававшейся драмой.
Ведь даже сегодня не говорится, что концепция проекта Энергия-Буран, на которой настаивало руководство страны, вызывала у Лозино-Лозинского серьёзные возражения.
И всё же за постройку самого Бурана Глеб Евгеньевич взялся во многом благодаря тому, что, официально возглавив один проект, он неофициально смог продолжить другой.
И так он поступал всегда - работая над любой официальной программой, он умудрялся в её рамках проводить нужные ему испытания и исследования, чтобы довести собственный проект до совершенства.Парадокс в том, что вроде бы противопоставляя себя всей государственной машине, Лозино-Лозинский всегда оставался ярым государственником, жёстко пресекая любое инакомыслие со стороны своих сотрудников, когда государство в очередной раз хоронило его проект.
Это был человек своего времени - он никогда не спорил с системой, он пытался использовать её.
Обладая по настоящему деспотичным характером, безжалостно карая и увольняя, он прекрасно знал себе цену - единственного в СССР конструктора полностью многоразовых кораблей, создающего реальные проекты.
И, возможно, потому он всё же добился своего - Многоразовая авиационно-космическая система Г.Е.
Лозино-Лозинского сегодня технически полностью реализуема для грядущих Звёздных войн.
В том, что они неизбежны, он не сомневался никогда...