Судьба Бориса Чичерина, учёного, историка, общественного деятеля, тесно переплетается с историей России.
Середина XIX века, время царствования Александра II.
Эти годы раз и навсегда определили дальнейшую историю нашей страны.
Вторая половина XIX века в России была бурной.
Реформы и контрреформы, революционные выступления и произвол властей, череда громких политических процессов, целые серии покушений на государственных деятелей, закончившаяся убийством императора Александра II.
Как жить? На что опереться в своих воззрениях? Какой будет Россия после нас? Что мы оставим потомкам? Кого воспитаем в качестве своих преемников? Эти вопросы были жизнью: они складывались в судьбы и ломали их.
Общество раскололось надвое.
Борис Чичерин один из тех немногих, кто в это смутное время не поддался влиянию ни модных политических течений, ни оголтелому реакционизму.
За это его и не любили - ни левые, ни правые.
Для одних он был революционером, для других - консерватором.
Но уважали его все.
И Герцен, и Победоносцев, и министры разных мастей, и купцы, и крестьяне.
За то, что он всегда оставался верен России.
Исключением были только экстремисты-народовольцы и марксисты.
Здесь ненависть была взаимной.
Чичерин не признавал насильственных методов решения проблем.
Он предвидел те потрясения, которые могут произойти со страной в случае революции.
А марксистам в лице и Маркса, и Ленина, похоже, просто нечего было возразить.
Идеалом Чичерина всегда была свобода.
Но не та, а за которой следует всеразрушающая анархия, а свобода сознательная, основанная на законности и твердой власти.
Всеми возможными ему способами Чичерин старался приблизить Россию к этому идеалу.
Он был профессором Московского Университета, причем одним из самых уважаемых студентами, он воспитывал цесаревича Николая Александровича, он опубликовал множество научных и публицистических трудов на эту тему.
Уважаемый и чрезвычайно популярный в середине XIX века, он был затем почти забыт современниками.
Но его не слишком волновала популярность у публики.
Если не было возможности воздействовать на общество словом - он действовал делом.
Он много работал в Тамбовском земстве, создал систему бухгалтерского учета, которой пользуются до сих пор, он занимался строительством железных дорог.
Его считали главным земцем России.
Борис Чичерин в течение нескольких лет - московский городской голова.
При его руководстве в Москве начинаются работы по проведению водопровода, по сооружению канализации.
При нем появляются первые конки.
Чичерина часто называли последним энциклопедистом.
И действительно, сфера его интересов была огромна.
Он выступал с критикой теории Дарвина, составлял каталог садов, дискутировал с Менделеевым по поводу Периодической системы элементов, за много лет предвосхитив открытия Планка, Бора и Эйнштейна.
Но все же главное в его наследии - его социологические труды, посвященные проблеме государственности.
Почему они современны? Не потому ли, что Россия, вновь оказавшись на стыке времён, ищет дорогу, которая была ей указана блестящими предками, но о которой она забыла?..