Акт бездумного самопожертвования, жест отчаянья, анахронизм Второй мировой - это первые мысли, которые возникают при слове авиатаран.
На самом деле русские лётчики - единственные в мире - до сих пор не только рассматривают, но и используют таран как вид воздушного боя, хоть этот шокирующий факт принято скрывать.
Почему? После войны пилотам, по сути, было запрещено говорить о том, что авиатаран по-прежнему применяется.
1 мая 1960 г.
один из героев фильма, лётчик Игорь Ментюков, по приказу командования должен был таранить самолёт-шпион Фрэнсиса Пауэрса.
Однако настоящий расцвет таранной войны советских ВВС пришелся на...
80-е годы ХХ столетия, когда отечественная авиация располагала как это ни парадоксально самыми совершенными в мире боевыми самолётами.
Об этом рассказывают лётчики-истребители Валентин Куляпин таран самолёта-нарушителя границы 1981 г.
в Азербайджане, который советская пропаганда упорно выдавала за случайное столкновение и Владимир Чернявский угрозой тарана в 1987 г.
сорвал разведрейды английских ВВС.
Также в фильме - история авиатарана Василия Цымбала в 1987 г., когда разгорелся настоящий международный скандал между СССР и Норвегией.
Данный перечень не полон и, по утверждению самих пилотов, не закончен.
Этот фильм - своего рода расследование.
В нём впервые будет освещена самая закрытая страница истории современных ВВС ставшие достоянием гласности случаи таранов официально всегда выдавались за случайные столкновения.
Впервые в мире авиатаран как боевой приём был использован в 1914 г.
именно русским лётчиком Петром Нестеровым против австрийского самолёта-разведчика.
При этом Нестеров, вопреки пропаганде, жертвовать собой отнюдь не собирался.
В годы Великой Отечественной советские пилоты совершили более 600 таранов сравнимых цифр нет ни у одной армии тех лет, что, по сути, позволяет сравнивать их с японскими смертниками-камикадзе.
На самом деле никакого героического самоубийства не было: 2/3 лётчиков не только выживали - они порой даже продолжали вести бой на том же самолёте.
Более того - некоторые советские лётчики совершали таран дважды и даже трижды.
Таким образом, на месте бездумного самопожертвования появляется тактика.
Об этом расскажет генерал-майор ВВС Виталий Поляков, лично таранивший в 1943-м на горящем истребителе немецкий бомбардировщик - этот человек, наверное, последний оставшийся в живых участник тех вроде бы известных событий.
И, как выясняется, об авиатаранах Великой Отечественной мы тоже почти ничего не знаем.
Ведь противостоящие советским ВВС лётчики Люфтваффе были достойными противниками: они тоже хорошо знали, что такое авиатаран.