Пример жизни Михаила Козакова показывает, как искусство в целом, и поэзия в частности, помогает человеку выходить из жизненно сложных ситуаций и позволяет ему прожить яркую творческую и личную жизнь.
Как в жизни, так и в творчестве он был свободолюбивым и порой бескомпромиссным.
За свою карьеру Михаил Козаков сменил множество театров: имени Маяковского, Современник, МХАТ, на Малой Бронной, Ленком, работал с Охлопковым, Ефремовым, Эфросом, и в итоге сам стал режиссером.
Как учил когда-то Бродский: Чтение стихов - это как служишь мессу.
В идеале каждое стихотворение ты шепчешь на ухо Богу.
И Козаков старался шептать строчки Пушкина, Ахматовой, Самойлова, Бродского...
Участники: Эммануил Виторган, Карен Бадалов, Евгений Стычкин, Алла Демидова, Игорь Костолевский, Павел Хомский, Андрей Житинкин.Подробная информация.Расширенный анонс.Актеров много хороших, а культовых очень мало, - так, во всяком, считает режиссер Андрей Житинкин, один из участников документального фильма Михаил Козаков.
Не дай мне Бог сойти с ума.Главный герой этой ленты Михаил Козаков, актер, а впоследствии режиссер, сценарист и чтец, вырос в семье писателя Михаила Козакова и редактора Издательства писателей в Ленинграде Зои Никитиной.
В их доме бывали Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Корней Чуковский, по соседству жили Михаил Зощенко, Евгений Шварц.
Но, несмотря на семейные традиции, профессионально заниматься литературой Козаков не захотел: насмотрелся, в какой нужде жили писатели и поэты.Успех пришел к Михаилу-младшему, когда тот был еще студентом школы-студии МХАТ: сам Ромм пригласил его на роль юноши, предавшего собственную мать, в картину Убийство на улице Данте.
После успешного дебюта в кино Козакова ждали во МХАТе.
Но тут последовало приглашение в театр имени Маяковского на роль Гамлета.
Уже не молодой Евгений Самойлов на тот момент был единственным на советской сцене исполнителем этой роли, и Николай Охлопков искал ему замену.
Козаков не раздумывал, но накануне заявленного спектакля режиссер вдруг начал сомневаться в успехе постановки, и даже был готов все отменить.
Роль, о которой мечтали многие, не удержала Козакова в театре Маяковского.
Вскоре он ушел к Ефремову, в более близкий ему по духу Современник.
Через десять лет, когда подгнило что-то в датском королевстве, за Современником последовали МХАТ, Театр на Малой Бронной, Ленком.
Козаков работал с Николаем Охлопковым, Олегом Ефремовым, Анатолием Эфросом, в итоге сам стал режиссером и считал, что свои главные работы сделал на телевидении: Безымянная звезда, Покровские ворота, Очарование зла...В годы перестройки Козаков уехал из России и успешно реализовался как актер и режиссер в Тель-Авивском Государственном камерном театре.
Но он все же предпочел вернуться в Москву, чтобы создать собственный коллектив под названием Русская антреприза Михаила Козакова.
Многогранность таланта этого актера раскрылась и на концертной эстраде - он читал поэзию от Александра Пушкина до Иосифа Бродского.
Совместно с саксофонистом Игорем Бутманом Козаков поставил Концерт для голоса и саксофона по стихам Бродского.
Сам актер стихов никогда не писал, но прекрасно понимал Иосифа Бродского, когда тот учил: Чтение стихов - это как служишь мессу.
В идеале каждое стихотворение ты шепчешь на ухо Богу.
И Козаков старался шептать строчки Пушкина, Ахматовой, Самойлова, Бродского.Жизнь Михаила Козакова показывает, как искусство в целом и поэзия, в частности, помогает человеку выходить из жизненно сложных ситуаций и позволяет ему, несмотря ни на какие невзгоды, прожить яркую творческую и личную жизнь.
За долгие годы случалось, конечно же, всякое.Когда Михаила Козакова спрашивали, где надломилась, а потом и вовсе сломалась его жизнь, он обозначал этот слом двумя буквами П.Д.
- Пиковая дама.
Экранизировать эту повесть Пушкина Козаков мечтал много лет, над сценарием трудился как никогда и ни над чем в жизни.
В главном герое Пиковой дамы он видел что-то близкое самому себе.
Но как только приступил к съемкам, почувствовал, что до конца не уверен в собственном замысле.
Все пошло не так, переживания обернулись жестокой депрессией.
Как и пушкинский Герман, Козаков сам устроил себе ад при жизни, дошел до помрачения рассудка и оказался в психиатрической больнице.
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума ...Пиковая дама сыграла роковую роль в личной жизни Михаила Козакова.
Его третья жена Регина, не выдержав постоянных срывов мужа, ушла.
После этой истории Козаков начал жизнь с чистого листа.
Встретил новую любовь, женился, был готов к новой работе.
Но за белой полосой последовала черная.
Один за другим закрывали причем накануне премьеры спектакли, над которыми работал Козаков.
В последние годы актер часто читал со сцены свои любимые строчки Давида Самойлова: Лет через пять, коли дано дожить, Я буду уж никто: бессилен, слеп...
И станет изо рта вываливаться хлеб, И кто-нибудь мне застегнет пальто.
Неряшлив, раздражителен, обидчив, Уж не отец, не муж и не добытчик....
И на то были причины.В 2010 году у актера диагностировали рак легких, и он уехал на лечение в Израиль.
22 апреля - годовщина смерти Михаила Козакова.В фильме принимают участие Эммануил Виторган, Карен Бадалов, Евгений Стычкин, Алла Демидова, Игорь Костолевский, Павел Хомский, Андрей Житинкин.