Висло-Одерская операция.Пройдя с боями почти 800 километров, летом 1944 года части Красной Армии стали в Польше на берегах Вислы.
Им удалось захватить и удержать на западном берегу реки Пулавский, Магнушевский и Сандомирский плацдармы.
Всю осень и начало зимы Красная Армия накапливала силы для следующего броска - на Одер.
Сломить сопротивление вермахта не представлялось возможным без участия штурмовой авиации, которая бы поддерживала продвижение танков и пехоты.
Штурмовики - это хорошо бронированные самолеты, вооружённые мощными пушками, пулеметами, оснащенные бомбами и реактивными снарядами.
Проект такого специализированного самолёта, впоследствии названного Ил-2, появился у конструктора Сергея Ильюшина в конце 30-х.
Ил-2 суждено было стать самым массовым штурмовиком Второй мировой войны и, более того, самым массовым боевым самолётом в истории человечества.
На первых штурмовиках Ил-2 не предусматривалось наличие воздушного стрелка.
Поэтому немецкие истребители могли совершенно безнаказанно атаковать советские самолеты сзади.
Чтобы прикрыть тыл и защититься, группа штурмовиков выстраивалась в круг, когда каждый отвечал за защиту впередиидущего самолета.
Поэтому самолет, чтобы в него усадить стрелка, пришлось совершенствовать на ходу, пока промышленность не стала выпускать новую модель.
Ил-2 демонстрировал необыкновенную живучесть - самолеты возвращались на аэродром с огромными дырами в плоскостях, без половины хвостового оперения, но с живым экипажем.
Штурмовик нес авиабомбы ПТАБ с кумулятивным зарядомК началу Висло-Одерской операции слаженность совместных действий штурмовиков, наземных войск и истребителей была доведена до совершенства.
В наступлении штурмовики уничтожали вражеские штабы и узлы связи, артиллерию, минометы и огневые точки противника.
В серии - история создания одного из старейших орденов СССР - ордена Красного Знамени.