Это фильм о Севастополе 1941-42 гг., периода второй обороны города.
Фильм не столько о войне, сколько о жизни в войне.
Эти дни называют обороной, но, по сути, это настоящая блокада, Севастополь заперт с суши, море под контролем с воздуха - там хозяйничает вражеская авиация.
Не военные, но жители города - в центре внимания этой картины.
Как повседневность превращается в искусство? Что такое приготовить обед под бомбами? Как стирать, если нет мыла? Елизавета Листова варит мыло по военному рецепту и стирает, как стирали в 41-м в Севастополе.
Жители Севастополя делятся рецептом каши без воды, который тоже проверяется на практике.
Что такое жизнь под непрерывной бомбежкой, какая бомба опасна, какая нет? Бомбоубежища Севастополя - город под землей.
В Севастополе их называют штольнями - это вековые каменные выработки, из которых сложен город.
Лабиринт огромных километровых коридоров в скалах.
О штольнях военной поры ходят легенды - для нужд фронта там работали предприятия, делали гранаты, минометы и мины, шили обмундирование бойцам.
Там был арсенал, там развернули колоссальный госпиталь, современники называли его медицинским центром, там были школа, детский сад, там были квартиры, и подземные улицы носили имена.
Но с самой войны никто воочию не видел этих штолен - там располагаются секретные военные объекты.
Съемочная группа фильма Севастопольский вальс оказалась первой из гражданских лиц, допущенных туда.
Конец второй обороны ознаменовался страшной трагедией - часть штолен, где располагался арсенал, была взорвана отходящими советскими войсками, чтобы не оставлять боезапас противнику.
Огромный участок скалы превратился в каменное месиво.
Количество погибших и пострадавших от сильнейшей взрывной волны никогда не будет установлено.
С тех пор и почти до наших дней в тех руинах отважились бывать только мародеры.
Сейчас, спустя семьдесят лет, работы по разминированию ведет МЧС.
Путешествие в эпицентр колоссального взрыва, где почти ничего не изменилось с войны, - тоже из тех, которое журналисты предпринимают впервые с военных времен.
Подробная информация.
Елизавета Листова, автор фильма: Для меня это несколько личный фильм.
Я не родилась и не жила в Севастополе, но выросла с этим именем.
Мой прадед очень много рассказывал мне об этом городе.
Он тоже не родился и не жил там, но он написал песню Севастопольский вальс - он композитор Константин Листов.
Из его рассказов я с возрастом поняла, почему он написал именно такую музыку - шикарную, как бальное платье Золушки, снаружи, и надрывную, как рваная рана, внутри.
Мелодия возникала из его военных командировок - с баяном, из рассказов его друзей-соавторов, о том, как севастопольские женщины ползли на передний край с баклажками для бойцов, - совсем воды не было в городе.
О том, как устраивали в землянках домашний уют, потому что в этих землянках, бывало, жили их мужья, а они, жены, ходили к ним на фронт.
Это были такие тихие домашние рассказы, без громыхания и придыхания.
Видимо, эти впечатления о Севастополе, о его упорном достоинстве, о его особенной опрятности - и на улицах, и в отношениях, о только там возможном сочетании роскоши и строгости - эти впечатления и вылились во всем известный вальс.
И ничем, кроме вальса, не могла получиться эта музыка у моего прадеда.
В этом фильме мне оставалось только расшифровать его ноты.