Кто украл Святого Луку, или Как Басилашвили галстук в Воронеже искали.Сорок пять лет назад вышел фильм Анатолия Бобровского Возвращение Святого Луки.
После премьеры Всеволода Санаева, исполнившего роль полковника Зорина, сотрудники правоохранительных органов прозвали русским Мегрэ.
А зрителям так понравился Зорин, что пришлось снимать еще два фильма с ним - Черный принц и Версия полковника Зорина.
Что объединяет однокурсников по ВГИКУ Екатерину Васильеву и Валерия Рыжакова? Где сегодня хранится портрет святого Луки? Почему Георгий Жженов не попал в фильм? Об этом и многом другом ведущий Иван Усачев расскажет в программе Тайны нашего кино.Когда-то министр культуры СССР Екатерина Фурцева заявила, что в Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят.
А вскоре после этого было совершено дерзкое преступление: из Музея изобразительных искусств им.
Пушкина было похищено полотно художника Франса Хальса Евангелист Лука, или как его еще называют Святой Лука.
Об этой краже не сообщали в газетах и ни слова не сказали в теленовостях.
Лишь в 1970-м, спустя пять лет после ЧП, режиссер Анатолий Бобровский снял об этой истории фильм Возвращение Святого Луки.- По мнению некоторых исследователей, создание фильма Возвращение Святого Луки было санкционировано советскими властями, чтобы увести внимание общественности от реального скандального похищения и направить его на киношное преступление, - рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко.
- Таким образом, история теряла свою достоверность и становилась сродни слухам.
Дело о дерзкой по тем временам краже попадает в руки полковника Ивана Зорина, роль которого сыграл Всеволод Санаев.
Так или иначе, но картина дала толчок к развитию детективного жанра в СССР.
Сразу за фильмом Возвращение Святого Луки появились такие известные ленты, как Кража, Старики-разбойники и Корона Российской империи.От реальных событий кинокартину отличает один факт: в действительности полотно было похищено одним из сотрудников музея и через год найдено у него дома за печкой.
В фильме же холст крадет опытный вор, нанятый подпольным антикваром.Роль вора-рецидивиста режиссер Анатолий Бобровский хотел отдать Георгию Жженову.
Однако руководство киностудии Мосфильм рассудило иначе.
В слишком уж положительном Жженове члены художественной комиссии рецидивиста не увидели и посоветовали приглядеться к начинающим актерам.
Так на площадке появился никому не известный Владислав Дворжецкий фильм Бег, главная роль в котором принесла артисту славу, вышел спустя месяц после премьеры фильма Бобровского.
Артисту с выразительной внешностью не пришлось даже накладывать грим.
На съемочной площадке за широкий лоб Дворжецкого сразу же прозвали Черепом.
Но очень быстро коллеги по площадке поняли: за демонической внешностью скрывался приятный в общении и милый человек.
А уж необычное хобби Дворжецкого - целыми днями он крючком вязал свитера и носки - и вовсе вызывало у многих умиление.- Его внешность и манера говорили о том, что мы имеем дело с титаном, при этом он так робко снимался: Вот тебе, наверное, не очень как я играю, да? - вспоминает Татьяна Васильева.
- Это трудно себе представить, но так и было.Другого яркого персонажа - предприимчивого махинатора-спекулянта Лоскутова - сыграл Олег Басилашвили, причем получил он эту роль случайно.
Дело в том, что утвержденный Иннокентий Смоктуновский в последний момент отказался от участия в фильме.
Из-за этого, кстати, у художников по костюмам возникли определенные сложности с гардеробом героя.
По сюжету он одевался по последним веяниям моды: дорого и элегантно.
Чтобы одеть актера дорого и элегантно, художники в поисках нужной одежды и аксессуаров сбились с ног.- Найти хороший пиджак, брюки, рубашку в Москве было совершенно невозможно, - вспоминает Олег Басилашвили.
- Ходили по каким-то пропускам ЦК, где-то в Воронеже купили галстук...Стоит отметить, что на всех трех картинах о приключениях полковника Зорина работали консультанты из правоохранительных органов, а также антиквары, которые на съемочную площадку привозили старинные иконы и драгоценности.- К ящику с драгоценностями были прикомандированы два человека, два охранника в штатском, - вспоминает Басилашвили.
- Они следили, чтобы мы ничего не украли.Всё, за исключением холста Святого Луки, было в фильме подлинным.
Кстати, музей, откуда похищают картину, был построен в павильоне Мосфильма.
В этих же декорациях спустя несколько месяцев режиссер Эльдар Рязанов снял своих знаменитых Стариков-разбойников.В своем фильме режиссер Анатолий Бобровский собрал сразу нескольких выпускников одного курса ВГИКа - это Екатерина Васильева, Валерий Рыжаков и Наталья Рычагова.
Их судьбы сложились непросто.
Создатели программы откроют тайну, почему из большого кино и от мирских дел ушли Рыжаков, исполнитель роли напарника Лоскутова по прозвищу Червонец, и Екатерина Васильева, а также что стало с Натальей Рычаговой.А как боязнь щекотки у Павла Буткевича чуть не сорвала съемки важного эпизода в фильме Возвращение Святого Луки? Почему лента Черный принц вышла на экраны не цветной, а черно-белой? Как во время съемок сцены потасовки сценическая драка перешла в настоящую рукопашную? Об этом и многом другом в программе расскажут актеры Екатерина Васильева, Елена Санаева, Владимир Носик, Олег Басилашвили, Павел Буткевич, режиссер Рива Левите мачеха Владислава Дворжецкого, художник Альберт Растяпин.