Выпускница пединститута Татьяна Сергеевна приезжает по распределению в промышленный поселок преподавать в школе рабочей молодежи.
Сразу привыкнуть к великовозрастным ученикам, каждый из которых - яркая индивидуальность и самостоятельный человек, молоденькой учительнице совсем непросто.
Один из ее школьников, Александр Савченко, начинает открыто оказывать Татьяне знаки внимания, чем окончательно смущает девушку.
Лучший сталевар завода, красавец, не привык к отказам женщин.
Таня избегает настойчивого кавалера.
Савченко, чувствующий себя униженным, бросает учебу.
Идет время, приходит весна, и постепенно Саша Савченко начинает понимать, что впервые испытывает настоящее, глубокое чувство...
Подробная информация.
Весна на Заречной улице - одна из самых популярных отечественных мелодрам, снятая в 1956 году режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым.
Хуциев открыл дорогу новому поколению актеров: в картине дебютировали выпускники ВГИКа Юрий Белов, Николай Рыбников, Г.
Юхтин.
Роль учительницы Татьяны Сергеевны сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова.
В 1956 году картина стала лидером проката.
Ее посмотрели более 30 миллионов человек.
Когда колоризаторам и реставраторам представилась возможность участвовать в восстановлении фильма Одесской киностудии Весна на Заречной улице, эта задача была встречена ими с воодушевлением.
И не только потому, что этот фильм - одна из подлинных кинолегенд, но и благодаря возможности поработать бок о бок с классиком кинорежиссуры М.
М.
Хуциевым, согласившимся возглавить творческую группу реставрации и колоризации.
Знаменитый кинорежиссёр Марлен Хуциев сказал, что процесс колоризации порой не легче самого процесса съёмок, если к этому занятию подходить ответственно: Кино - искусство молодое, и для его развития нужно идти со временем в ногу.
По словам Хуциева, он сам руководил всем процессом колоризации и остался очень доволен результатом.
Период подготовки к работам по восстановлению картины составил более года.
Для начала сформированная производственная группа задалась целью собрать максимально возможное количество разнообразной информации, имеющей отношение к фильму.
В частности, на первом этапе были запрошены студийные и государственные архивы, как украинские, так и российские, получены любопытные, нередко уникальные фотографии участников съемочной группы, монтажные листы и режиссерский сценарий к фильму.
В Российской государственной библиотеке удалось обнаружить киноафиши фильма 50-х годов прошлого века.
Государственный архив Одесской области выдал копию такого ценного документа, как разрешительное удостоверение на фильм - своеобразный паспорт, без которого картина не могла бы выйти в прокат.
Затем приступили к полной реставрации изображения и звука.
Реставрация черно-белого фильма представляет собой длительный и трудоёмкий процесс, включающий несколько принципиально важных, ответственных, технически сложных стадий.
Первая - реставрация исходных киноматериалов, негатива.
Здесь неоценимую помощь оказали опытные специалисты Госфильмофонда России.
Реставрация негативной пленки, вкратце, заключалась в том, что негатив предварительно замачивали на несколько дней в специальных растворах, восстанавливая эластичность пленки, затем производили ультразвуковую очистку от пыли, глянцевали, и только после этого она становилась пригодной для сканирования.
Примерно через три месяца материал был готов к следующему этапу: цифровой реставрации изображения и ремастерингу звука.
Вся дальнейшая работа шла в электронном виде.
Фильм нарезается на файлы один кадр - один файл.
Эти файлы передаются художникам-реставраторам, которые с помощью компьютерных технологий убирают царапины, склейки, пленочное зерно, химические пятна и грязь, осуществляя тем самым покадровую реставрацию изображения.
Обрабатывается каждый кадр в отдельности.
Таким образом, через руки реставраторов фильма прошло 120 тысяч кадров.
Покадровая реставрация изображения была сделана в студиях компьютерной графики Крупного плана.
Также была проведена филигранная работа по реставрации звуковой дорожки фильма.
Марлен Хуциев: Тогда, в 56-ом, для нас даже не возникал вопрос, на какую пленку снимать - ч/б или цвет.
На цвет практически не снимали.
Естественно, на черно-белую...
Так тогда все одесские фильмы снимались.
Параллельно с нами Капитан Старой черепахи снимался, потом Моя дочь, Жажда, Агент Искры, Повесть о первой любви...
Я даже не помню, где впервые появился цвет.
Даже Верность Тодоровского - а это уже лет через восемь - и то черно-белая была.
Но мы тогда, честно говоря, и не воспринимали это как некий минус.
О другом думали...
Колоризации фильма предшествовала не только исследовательская и техническая, но и не менее серьезная творческая работа.
Разумеется, ключевую роль здесь сыграл режиссер-постановщик Марлен Мартынович Хуциев, который задал основные параметры художественной эстетики.
Те, кто знает, сколь требователен к себе и другим, принципиален и неуступчив в работе, сможет представить, насколько непросто было соответствовать этой высокой планке.
На протяжении всей работы над фильмом происходили многократные обсуждения решения отдельных сцен и даже кадров, многое приходилось переделывать по несколько раз.
Большую помощь в работе над цветной версией Весны на Заречной улице оказала художник по костюмам Наталья Монева, которая трудится в течение долгих лет
на киностудии Мосфильм и является одним из лучших специалистов в своей профессии.
Используя свой бесценный опыт, глубокие знания и тонкий художественный вкус, Наталья Николаевна сумела в ряде случаев подсказать наиболее точные цветовые решения, которые вписываются в авторскую концепцию.
Понятно, что помимо костюмов, фильм содержит еще множество разнообразных элементов, которые требовали тонкой работы с цветом.
Внимание к мелочам было тем более важным, что многое живо в памяти наших современников, будь то раскраска автобусов полувековой давности или, скажем, какая-нибудь этикетка.
Зарубежные коллеги никак не могли понять, почему учительнице в послевоенные годы не полагалось красить губы яркой помадой, а ошибки своих учеников в тетрадях, напротив, следовало исправлять красным карандашом, а не простым.
Нужно было очень скрупулезно следить за тем, чтобы, например, комсомольский значок не превратился в золотую брошь, а папиросы Беломорканал, которые курил Рыбников, в сигареты с фильтром.
В одном кадре банка с вареньем напоминала вазелин, в другом сладкая наливка чудесным образом превращалась в спирт.
Не говоря уже о том, что одна и та же вещь, например, настольная лампа в начале фильма была черной, в середине синей, а в финале картины уже зеленой.
И если поначалу в Крупный план было прислано для утверждения порядка полутора сотен ключевых кадров, в большинство из которых были внесены поправки, то в дальнейшем художественному совету прошлось отправлять за границу коррективы едва ли не по каждой, казалось бы, незначительной детали, включая цвет фольги на бутылках, наклейки на пластинке и т.д.
Помимо этого, свыше пятидесяти изменений были сделаны уже после колоризации всего изображения фильма в целом.
На завершающей стадии создания цветной версии фильма полученный из Индии колоризованный материал прошел, в соответствии с технологией, несколько этапов окончательной обработки в студиях Крупного плана.
Прежде всего, была проведена цветокоррекция, которой занимался блестящий мастер своего дела оператор-колорист Алексей Лебешев.
Благодаря его искусству плоская цветная картинка ожила и приобрела объем.
Кроме того, работниками студии компьютерной графики осуществлялись стабилизация изображения, устранение мерцания и некоторые другие сложные операции, требующие специального программного обеспечения, которое создавалось для каждого конкретного случая.
Таковы, в общих чертах, этапы более чем годичного труда над цветной версией фильма Весна на Заречной улице.
В общей сложности, по самому примерному подсчету, в этом деле приняли участие около ста профессионалов трех десятков специальностей.
Реставраторы и колоризаторы приложили все усилия для того, чтобы ставшая классической картина сохранила свою самобытность.
Марлен Хуциев: Почему картина так долго живет? Потому что она просто говорит о живых чувствах, о том, что нормальному человеку близко, она очень демократична, в ней много юмора...
Кстати, однажды мы с Феликсом оказались на рядовом просмотре и обнаружили, что сеанс шел под сплошной хохот, зал очень на многие реплики реагировал смехом...
Мы тогда переглянулись: разве мы комедию снимали?
И потом, должен вам сказать, что там не было никаких формальных ухищрений.
То есть, естественно, картина имела свою форму, адекватную, говоря научным языком, содержанию, но никаких формальных изысков там не было.
А ведь что быстрее всего стареет? Это, конечно, формальные решения.
Если форма шибает в нос, она очень быстро начинает устаревать.
Ну, а форма, так сказать, техническая, качество картинки и звука - это, конечно, должно быть в любом случае на высоте.
И я очень рад, что Весна на Заречной улице возвращается к зрителю в обновленном качестве.
Как будто я сам, вместе с фильмом, возвращаюсь в нашу далекую молодость...
Год: 1956
Кинозвезды фильма Весна на Заречной улице. Кино в цвете:
Николай Рыбников, Юрий Белов, Владимир Гуляев, Валентина Пугачева, Нина Иванова, ,